№2(74)2018









 

О необходимости создания сервисной базы для теплосчетчиков и водосчетчиков


Принятие федерального закона № 261 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» поставило перед производителями приборов учета, внедренческими фирмами, потребителями энергоресурсов, региональными администрациями конкретную задачу – оснащение всех потребителей тепловой энергии и воды приборами учета в кратчайшие сроки – до 1 января 2012 г. При общем понимании необходимости таких работ возникает сомнение – насколько реально разработчики этого закона оценили возможности производственных, внедренческих, сервисных, согласующих структур, наконец, конечных потребителей ресурсов в реализации такого масштабного решения? За предыдущие до принятия закона 15-17 лет приборами учета по разным оценкам оснащены ориентировочно 40 % всех потребителей ресурсов (средний темп оснащения – 2 % потребителей в год). Таким образом, после принятия ФЗ №261 предполагаемый темп оснащения приборами учета – 30 % в год при неопределенном порядке финансирования этих мероприятий.


За рамками ФЗ №261 и документов, принятых в его развитие, остались вопросы сервисного обслуживания и обеспечения эффективной работы приборов учета энергоресурсов в течение всего срока их службы. Узел учета тепловой энергии или воды – достаточно сложный технический объект, и для его бесперебойной работы, обеспечивающей достоверный учет энергоресурсов, нужны технические средства (диагностические приборы и установки, ремонтная база, запчасти и пр.), квалифицированный ремонтно-сервисный персонал и методическая база (монтажная, ремонтная, сервисная, метрологическая документация), а также организационная структура по обеспечению проведения всех сервисных работ. Возможно, вопрос о создании сервисных служб разработчиками ФЗ №261 сознательно отложен на будущее, исходя из того, что межповерочный интервал приборов учета тепловой энергии и воды составляет, как правило, 4 года. Вероятно, за 2 года предполагается оснастить все здания и сооружения приборами учета, а уж затем приступать к созданию сервисной базы.


Однако следует принять во внимание, что в 2006 г. правительством РФ принято Постановление № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», которое стимулировало установку приборов подомового учета тепла и воды. Приборы, установленные в соответствии с этим Постановлением начиная с 2006 г., уже в 2010 г. начали поступать на поверку. Спрос на услуги по поверке и ремонту приборов учета существенно вырос, в 2011 г и последующих годах можно ожидать его дальнейшего роста.


В соответствии с требованиями Федерального Закона № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» главным и практически единственным критерием для определения поставщика приборов (узлов) учета энергоресурсов является цена контракта. Поскольку в финансировании установки домовых узлов учета, или организации конкурсов на размещение таких заказов принимают участие местные администрации (как непосредственно, так и через контролируемые управляющие компании), то большинство конкурсов проводится на основании требований 94 ФЗ. Требования минимума цены на контракт приводит в ряде случаев к установке узлов учета с приборами, арматурой низкого качества, что неизбежно приводит к быстрому выходу оборудования из строя. И при таком исходе владелец узла учета уже в первые годы эксплуатации вынужден нести серьезные затраты по внеочередным ремонтам, поверкам, монтажу/демонтажу оборудования. Отсутствие сервисных структур по ремонту и поверке приборов учета энергоресурсов еще более усугубляют ситуацию, и сводят к минимуму предполагаемую экономию от внедрения систем учета энергоресурсов.


Обратимся к примеру из практики. В начале 2003 г. в Кировской области резко возросли суммы, предъявляемые населению по квитанциям оплаты жилищно-коммунальных услуг. В чем причина? До 2003 г. население оплачивало 40 % от стоимости потребляемых энергоресурсов, остальные 60 % возмещались в виде бюджетных дотаций. С 2003 г. доля населения в оплате ресурсов была увеличена до 60%, таким образом, произошло 1,5 кратное увеличение сумм по счетам. Одновременно был изменен тариф на энергоресурсы, который для населения не изменялся в течение 2 лет, увеличение составило 25-30 %. В итоге сумма по платежным квитанциям для населения за ресурсы выросла почти в 2 раза. Поскольку стоимость тепловой энергии от местных котельных существенно превышает стоимость энергии при централизованном отоплении, наибольший рост пришелся на население райцентров, имеющих существенно меньшие доходы по сравнению с жителями областного центра.


В результате в марте 2003 г. в области произошел скачок спроса на приборы учета тепловой энергии и воды. Специализированные предприятия выполняли месячный план продаж по водосчетчикам за 2-3 дня. Аналогичный рост наблюдался и по спросу на счетчики тепловой энергии, где основными покупателями выступали жильцы домов, расположенных в райцентрах области. Естественно, что при минимальных доходах жителей райцентров выбор делался в пользу самых дешевых приборов учета. На тот момент такими были теплосчетчики на базе вихревых расходомеров производителя, который к настоящему времени закрыл это производство. За весну-лето 2003 г. по области были установлены сотни таких приборов. Казалось бы, поставили приборы с межповерочным интервалом 4 года, наладили порядок расчетов, все в порядке, очередные вопросы возникнут только через 4 года. Однако уже через полгода – с конца осени 2003 г. (после подключения систем теплоснабжения) резко возрос поток приборов, направляемых на ремонт и внеочередную поверку.


Таким образом, параллельно с выполнением требований ФЗ №261 нужны незамедлительные действия по организации структур по поверке и ремонту приборов учета тепловой энергии и воды, оснащение их необходимым поверочным оборудованием, методическими материалами, подготовка специализированного персонала. Основным техническим средством таких структур является проливная поверочная установка. Общие требования к проливным установках определены в работах [1,2,3]:


1. Универсальность. Большая номенклатура эксплуатируемых расходомеров приводит к необходимости контролировать следующие типы выходных сигналов: 0-10 В, 0(4)-5 (20) мА, 0-20000 Гц, RS 232 (485), «сухой контакт», «звездочка»; должна быть предусмотрена возможность визуального снятия показаний со счетчиков старых серий и ручной ввод их с клавиатуры компьютера; режимы «старт-стоп»

2. Оптимальный уровень автоматизации. Ручные операции должны быть сведены к установке первичного датчика на рабочий стол, подключению его выходных цепей к входным цепям установки

3. Для исключения несанкционированного вмешательства в работу требуется создание различных уровней доступа к программному обеспечению установки – наличие паролей изготовителя, поверителя

4. В целях обеспечения безопасности персонала необходимо предусмотреть устройства для сигнализации об аварийных ситуациях, наличие устройств защитного отключения

5. Металлоконструкции установок следует выполнять из коррозионно-стойких материалов. Это требование обусловлено наличием в датчиках поверяемых расходомеров остатков технологических жидкостей, приводящих к ускоренной коррозии металлоконструкций установки

6. В установках должна быть предусмотрена встроенная постоянно действующая система водоочистки для устранения из воды различных примесей

7. Применение экономичных малошумящих циркуляционных насосов. Использовать насосы общепромышленного исполнения нельзя из-за создаваемого ими высокого уровня шума и вибрации, недопустимых в поверочных лабораториях

8. Применение эталонных приборов высокого класса точности

9. Использование преобразователей частоты со встроенными фильтрами радиопомех и сетевыми дросселями для минимизации влияния электромагнитных помех на поверяемые приборы и элементы поверочной установки. Применение преобразователей частоты позволяет также решить еще одну проблему – исключить пульсации расхода жидкости, генерируемые насосами

10. Должна быть предусмотрена поверка всех встроенных эталонных средств измерений без их демонтажа с мест эксплуатации

11. Широкое распространение массовых расходомеров класса точности 0,15 % требует, чтобы класс точности установок был не ниже 0,05 %

12. Наиболее целесообразно иметь два способа поверки – объемный и массовый. Массовый метод (статического взвешивания) позволяет добиться более высокого класса точности. Применение объемного метода поверки сличением показаний поверяемого и эталонного расходомера позволяет значительно уменьшить затраты времени на поверку, при этом для поверки самих эталонных расходомеров можно использовать встроенные в установку весы

13. Необходимо предусмотреть систему контроля наличия утечек воды из гидравлического тракта

14. Возможность обеспечения в гидравлическом тракте установки давления, предусмотренного методиками поверки на проливаемые расходомеры

15. Система деаэрации должна обеспечивать отделение воздуха, его удаление из гидравлического тракта

16. Установки должны быть блочными (изготовлены в заводских условиях) и транспортабельны для обеспечения возможности перевозки к заказчику любым видом транспорта

17. Важным требованием является компактность установки для исключения значительных затрат на строительство новых помещений


Кроме необходимых технических характеристик проливная установка должна иметь современный дизайн и обеспечивать персоналу комфортные условия для работы.

Для технического обеспечения сервисных служб (или самостоятельных предприятий) по обслуживанию приборов в процессе эксплуатации ИТЦ «Промавтоматика» в течение ряда лет разрабатывает и производит такое оборудование (рис.1,2).


Рисунок 1 – Фрагмент проливной установки ВПУ-07


Установки предназначены для настройки, градуировки, калибровки, юстировки, поверки и других работ по определению метрологических и технических характеристик расходомеров, расходомеров-счетчиков жидкости, преобразователей расхода различного назначения.


Рисунок 2 – Фрагмент проливной установки ВПУ-05


Многолетний опыт работ с различными заказчиками позволил создать унифицированные установки для поверки приборов самых различных конструкций: по строительным длинам первичных преобразователей приборов, по требованиям к прямым участкам при выполнении поверочных работ, по конструкции присоединителей (фланец, сэндвич, резьба), по количеству и величинам поверочных расходов, по объемам проливаемой жидкости на каждом поверочном расходе, по количеству «проливок» на каждом поверочном расходе, по типам выходных сигналов поверяемых расходомеров, по алгоритмам обработки результатов «проливок».


Вместе с тем до сих пор нет ясности – сколько в России существует поверочных установок для счетчиков жидкости, какие они имеют характеристики. Поэтому Росстандарту РФ было бы целесообразно:

– создать единый открытый реестр проливных установок, доступный любому потенциальному заказчику услуг по поверке приборов, с размещением его на сайте Росстандарта

– в директивном порядке обязать владельцев проливных поверочных установок проводить круговые сличения. Например, в рамках федерального округа и под руководством ведущего в этом округе ЦСМа. В качестве проекта методики сличения может быть принята практическая методика, которая уже в течение ряда лет используется ОАО «Тевис» (г.Тольятти), которая неоднократно излагалась и обсуждалась на научно-практических конференциях и Интернет-форумах.


Сама по себе проливная установка является необходимым, но недостаточным элементом лаборатории по ремонту и поверке средств измерений тепловой энергии и воды. Существующие методики поверки, как правило, предполагают поэлементную поверку теплосчетчиков: расходомеров, тепловычислителей, термопреобразователей, датчиков давления. Поэтому помимо проливной установки в поверочной лаборатории необходимо наличие как минимум еще трех рабочих мест, оснащенных соответствующими эталонными приборами: калибраторами электрических сигналов, магазинами сопротивлений; нулевым, паровым и регулируемым термостатами, эталонными термометрами; датчиками давления и эталонными манометрами. Для оснащения поверочных лабораторий Инженерно-технический Центр «Промавтоматика» приступил к созданию комплексных поверочных лабораторий по поверке теплосчетчиков и расходомеров, оснащенных необходимым комплектом эталонов и оборудования.


Литература

  1. Каргапольцев В.П. «Поверочные установки для расходомеров, используемых в жилищно-коммунальном хозяйстве» – «Коммерческий учет энергоносителей. Материалы ХХХ международной научно-практической конференции», СПб., 2010 г.
  2. Каргапольцев В.П. «Требования к проливным установкам для расходомеров-счетчиков воды и технологических жидкостей» – «Нефтегазпромысловый инжиниринг», № 3 - 2004 г.
  3. Каргапольцев В.П., Косолапов А.В., Сиденко А.А. «О некоторых подходах к решению вопросов метрологического обеспечения ЖКХ» – «Промышленные АСУ и контроллеры», № 5 – 2007 г.
  4. В.П. Каргапольцев, директор ООО «Промавтоматика-Киров»



 


© «Инженерные системы в строительстве и коммунальном хозяйстве» 2009-2016
Контактный телефон +7(347) 272-22-53
Партнеры:
АкваТепло (Котлы)
Яндекс.Метрика